Активизация учебной деятельности
Активизация учебной деятельности обучаемых предполагает дальнейшую активность личности в учебном процессе. Активность личности проявляется в том, что прежде чем приступить к реализации или выполнению дела, человек представляет результат своей деятельности, пытается оценить способы и средства достижения цели, т.е. идет целенаправленное планирование деятельности, направленное на достижение цели.

Дидактически оправданная система средств активизации учебной деятельности обучаемых строится с учетом следующих основных положений:

- отбор средств активизации направлен на активизацию каждого компонента учения и нацелен на активизацию каждого этапа процесса учебного познания;

- система носит целостный характер;

- на элементах системы определено отношение, что дает возможность элементам вступать во взаимодействие между собой и со средой;

- каждый элемент системы несет на себе функциональную нагрузку по активизации компонентов учения мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, волевого и оценочного.

Элементами дидактической системы средств активизации учебной деятельности являются: учебное содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Разработка различных средств активизации учебной деятельности обучаемых – главная цель проектного метода для студентов магистратуры.

Активизация учебной деятельности учащихся. 

Методические рекомендации для студентов магистратуры. Автор: Глухова О.Ю., к.п.н., доцент. 

Активизация учебной деятельности учащихся, рассчитана на их включение в учебный процесс, и требует от обучаемых  целенаправленного планирования деятельности, направленного на достижение цели. В основе понятия активизация учебной деятельности лежат понятия: активность, деятельность, учебная деятельность.

Под активностью будем понимать преобразовательное отношение учащихся к окружающим явлениям и предметам и будем  подразделять активность на внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную).

«Деятельность, специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, условие существования общества. Деятельность включает в себя цель средства, результат и сам процесс».

В работе О.Б. Епишевой и В.И. Крупича отмечается: «Под учебной деятельностью понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемов решения, связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и формирование их личности».

Дадим определение активизации учебной деятельности.  Активизация учебной деятельности – эффективное усвоение знаний и способов деятельности, предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных действий каждого ученика.

Психолого-дидактические условия, составляющие основу активизации учебной деятельности следующие:

  1.    обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения;

  2.    дидактически оправданное использование принципов: научности, систематичности и последовательности в обучении, сознательности и активности, индивидуального подхода и дифференциации обучения, усиление прикладной направленности, профессиональная направленность и наглядность, связь учебной деятельности с научной, общественной и другими;

  3.    создание атмосферы интенсификации и эмоциональности в обучении;

  4.     использование различных приемов, методов, средств обучения, направленных на активизацию учебной, познавательной, творческой деятельности обучаемых;

  5.    ориентация обучаемых на систематическую самостоятельную работу, обеспечение регулярного контроля и оценки знаний в ходе учебного процесса;

  6.    стимулирование обучаемых для проявления ими творческой активности;

  7.    содержание, состав и последовательность предъявления учащимся учебных задач, которые в комплексе охватывают все основные действия, входящие в профессиональную деятельность (С.И. Архангельский).

Анализируя понятие активизации учебной деятельности учащихся, выделим условия, направленные на  активизацию учебной деятельности и разобьем на группы:

  • формирование мотива деятельности;
  • формирование познавательной деятельности (развитие интеллектуальных умений);
  • включение каждого обучаемого в процесс активного учения.

Основной задачей активизации учебной деятельности учащихся в учебном процессе является создание средств активизации. Если удастся создать систему средств активизации, то она должна быть построена с учетом следующих основных положений:

 1.   отбор средств активизации направлен на активизацию каждого компонента учения и нацелен на активизацию каждого этапа процесса учебного познания;

 2.   система носит целостный характер;

 3.   на элементах системы определено отношение, что дает возможность элементам вступать во взаимодействие между собой и со средой;

 4.   каждый элемент системы несет на себе функциональную нагрузку по активизации компонентов учения мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, волевого и оценочного.

Элементами дидактической системы средств активизации учебной деятельности являются: учебное содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности.

      Вывод: Построение учебного процесса на основе активизации учебной деятельности учащихся, позволит решить многие проблемы, в том числе проблему активности личности в учебном процессе и приблизит активность учащегося к активности учителя.

 2.    Пояснительная записка по дисциплине «Активизация учебной деятельности учащихся»

Дисциплина «Активизация учебной деятельности учащихся» относится к вариативной части дисциплин по направлению подготовки 01.04.01 Математика направленность (профиль) подготовки Преподавание математики и информатики. Данная дисциплина и является одной из дисциплин в освоении методики обучения и воспитания математики и информатики. Освоение данной дисциплины тесно связано с дисциплиной «Методика обучения и воспитания (по профилю)», дисциплинами психолого-педагогического цикла и прохождением производственной практики.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции обучаемых: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;  способность к преподаванию физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования; способность и предрасположенностью к просветительной и воспитательной деятельности, готовность пропагандировать и популяризировать научные достижения,

Основные разделами дисциплины являются: психолого-дидактические основы активизации учебной деятельности; понятие активизации учебной деятельности, условия, средства и приемы активизации; методы обучения их классификация (эмпирические методы, методы научного познания, специальные методы, репродуктивные методы, научно-исследовательские методы); активные методы обучения (активные методы обучения и их классификация: имитационные, неимитационные, описание АМО, структура, сценарий, методика); нетрадиционные формы занятий (лекционные и практические формы занятий, описание, структура, разработка занятий в данных формах); нестандартные задачи как прием активизации учебной деятельности (нестандартная задача, методы, приемы решения нестандартных задач, систематизация нестандартных задач по разделам курса, составление нестандартных задач.)

Помимо традиционных образовательных технологий в ходе изучения дисциплины используются следующие активные методы обучения: проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-беседы и дискуссии, практические работы в виде игрового производственного проектирования, имитационного неигрового занятия, будут применяться следующие приемы: “мозговой штурм”, “анализ практических ситуаций” и др.

 3. Методы обучения и их классификация.

Метод обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса.

Под методами изучения математики понимают способы осуществления активной, самостоятельной, познавательной деятельности математического характера самих учащимся. Среди методов изучения математики можно условно выделить: научные методы изучения математики и учебные методы изучения математики.

Под методами преподавания математики понимают способы передачи учащимся определенной системы математических знаний, умений и навыков. Формы обучения математике - способы организации учебного процесса (классно-урочная, классно-групповая, лабораторная и практическая форма, проблемная и дифференцированная форма обучения, обучение в условиях широкого использования технических средств и другие). Каждый из методов обучения более успешно решает одни задачи обучения, воспитания и развития, менее успешно – другие.

На современном этапе среди методов продуктивного обучения выделяется новая подгруппа активных методов обучения. Эти методы органично способствуют возникновению новых форм организации учебно-воспитательного процесса.

 4. Активные методы обучения

Активные методы обучения – это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих по сравнению с традиционными методами следующими особенностями:

  • вынужденная активность учащихся в процессе обучения;
  • активность учащихся сопоставима с активностью преподавателя;
  • коммуникативность учащихся в учебном процессе;
  • поэтапная оценка успешности и полноты усвоения учебного материала;
  • повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
  • направленность на преимущественное развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.

         Активные методы обучения можно разбить на: неимитационные; имитационные неигровые; имитационные игровые.

Выделяют четыре основные стадии внедрения активных методов обучения в учебный процесс:

  • эпизодическое применение активных методов обучения при изучении отдельных дисциплин по направлению или специальности;
  • разработка и применение комплексов АМО по отдельным дисциплинам;
  • разработка и применение комплексов АМО по направлениям и специальностям;
  • разработка и применение сквозных комплексов АМО по направлениям и специальностям, в основу которых положены предметные комплексы АМО.

В основе активных методов обучения лежит творческая постановка и решение учебно–познавательных проблем в процессе проведения как урочных, так и внеурочных занятий с целью активизации познавательной деятельности учащихся. По целевому назначению АМО можно подразделить на две группы: активизирующие получение умений и навыков по предмету; активизирующих связь обучения с практикой. К первой группе можно отнести следующие активные методы обучения: проведение олимпиад (предметных, тематических); обучение с помощью диалоговых систем (обучающих, справочно-информационных); использование логических конспектов-схем (для целостности и логичности изложения, для акцентирования внимания, для контроля усвоения материала, для повышения наглядности и иллюстративности материала, для активизации самостоятельной работы); проведение дискуссий (тематических, предметных, межпредметных); проведение семинаров «пресс-конференций»; проведение мозговой атаки; проведение конкурсов научно-исследовательских работ.  Ко второй группе можно отнести следующие активные методы обучения: дидактические, деловые и организационно - деятельностные игры (учебные, исследовательские, для аттестации учащихся).

 5. Имитационные, игровые методы обучения.

Проведем характеристику некоторых активных методов обучения. Наибольший интерес представляют имитационные, игровые методы, которые основаны на принципах игрового общения.

Основными игровыми методами в обучении математике являются: дидактические игры, деловые игры, организационно-деятельностная игра и другие.

Дидактическая игра – игра с ярко выраженной дидактической целью. В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность. Структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных их них разрушает игру.

Классификация дидактических  игр проводится по дидактическим задачам учебного занятия: обучающая дидактическая  игра, контролирующая дидактическая  игра, обобщающая дидактическая  игра.

Деловая игра – игра в ходе которой разыгрывается или воспроизводится производственная или жизненная ситуация. Деловая игра повышает уровень усвоения информации и эффективность, интенсифицирует процесс обучения, увеличивает активность, творчество, увлеченность и устойчивое внимание в процессе обучения.

Организационно – деятельностная игра – игра на основе организации коллективной мыслительной деятельности, благодаря которой осуществляется развитие личности. В ходе игры ставится проблема и организуется мыслительная деятельность игроков для решения проблемы, подбираются игроки и распределяются по ролям. Игра идет по сценарию, но она всегда непредсказуема и неповторима.

 6. Нетрадиционные формы урока

В настоящее время в школьном обучении широко используют новые формы урока: урок-лекция, урок - решения ключевых задач, урок-практикум, урок - лабораторная работа, урок – консультация, урок – зачет, урок – дискуссия, урок – бенефис, урок одной задачи и другие.

Урок - лекция читается в старших классах средней школы, различают следующие типы лекций: вводная, текущая, обзорная, обобщающая и другие.

Урок - решения ключевых задач проводится в форме лекции. Учитель сам отбирает такие задачи по теме и показывает их решение на лекции.

Урок-консультация – урок к которому учащиеся готовят вопросы и задачи и задают их учителю, в ходе урока учитель группирует задачи и вопросы по ключевым, показывает их решение.

Урок – лабораторная работа  - форма обучения математике, способствующая развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений.

Урок-практикум проводится с целью закрепления и углубления теоретического материала, изложенного на лекции.

Урок-зачет – на этом уроке подводится итог изучения темы по теории и практике.

Урок – тематическая дискуссия – такая форма урока позволяет обсудить проблемную ситуацию, в ходе урока - дискуссии сталкиваются различные формы мышления, логические подходы, приемы и методы решения задач.

Урок - бенефис – уроки-отчеты о самостоятельных домашних исследованиях учащихся. Учащимся предлагают решить одну и ту же задачу.  Решение представляется всему классу на уроке, идет соревнование, оцениваются решения, их представление.

Урок - одной задачи –проведение исследовательской работы по решению одной и той же задачи всем классом одновременно различными методами и приемами и защита решения.

Урок – мозговая атака – одна из форм проведения занятия, когда учащимся предлагается новая проблема или задача, и в ходе обсуждения идей определяется область поиска решения. Для решения данной проблемы учащимся приходится самостоятельно изучать теоретический материал, новые приемы и методы решения задач.

Урок – игровое проектирование – урок проводится в форме деловой или организационно - деятельностной игры по защите проекта группы учащихся, индивидуального проекта или научной работы учащегося по выбранной теме.

 7. Методические рекомендации по выполнению    индивидуальных или групповых проектов 

В рамках курса запланировано выполнение индивидуальных или групповых проектов по основным разделам:

1.  Средства и приемы активизации.

2.  Активные методы обучения.

3. Имитационные игровые методы.

4.  Некоторые нетрадиционные формы урока.

Ниже приведены требования к выполнению индивидуального или группового проекта.

 1.   Проектная деятельность направлена на выполнение индивидуального или группового проекта по одной из тем или линий школьного курса Математики с использованием дидактических принципов активизации.

 2.   Результатом выполнения индивидуального или группового проекта является:

- разработка системы занятий по одной из тем или линий школьного курса Математики;

- каждое занятие сопровождается средствами и приемами активизации, активными методами обучения, имитационными игровыми методами, нетрадиционными формами занятий;

- к занятиям готовятся презентации;

- защита проекта проходит в аудитории.

 3.   В ходе защиты индивидуального или группового проекта должно быть представлено: цель проекта; описание основных и специальных понятий; проведена систематизация понятийного аппарата; представлены примеры методов, приемов, средств; показан фрагмент презентации занятия; представлен список использованной литературы.

 4.   Критерии выставления оценок - положительная оценка проекта предполагает: выполнение  индивидуального или группового проекта; защита проекта; выставление проекта на сайте Магистратуры.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

1.   Активные методы обучения и деловые игры. – Новосибирск, 1981. – 194с.

2.   Аристова, Л.П. Активность учения школьников. – М., 1968. – 139с.

3.   Активизация учебной и познавательной деятельности школьников на уроках математики: учеб.-метод. пособие для  студентов – заочников математического факультета / сост. О.Ю. Глухова.  -  Кемерово: Кузбассвузиздат,  1997. – 40с.

4.   Глухова О.Ю. Активизация учебной деятельности студентов в процессе изучения методики обучения математике в университете. Дис. на соискание ученой степени  канд. пед. наук. – Москва, 1993. – 161с.

5.   Дидактические игры на уроках математики. /В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990. – 88с.

6.   Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1992. – 176с.

7.   Учебная и методическая литература. Журнал «Математика в школе». «Математика» Приложение «Первое сентября».

8.   Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982. – 208с.

9.   Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304с.