Разные материалы

В этом разделе будут представлены разные интересные материалы по математике, по истории и преподаванию математики, воспоминания наших ветеранов и многое другое, включая студенческий юмор.

Видеоматериалы.

Проблемы Российского образования. Полемические статьи.



Видеоматериалы

Иконка-41.png Девять глав, два часа математики, постепенно выводящие вас в четвёртое измерение. Математическое головокружение гарантируется!  http://www.dimensions-math.org/Dim_chap_RU.htm

Иконка-41.png  Вот, например, замечательный старый советский фильм о математиках и о теореме Ферма

Математик и черт (1972, короткометражка)


Иконка-41.png  Интересный видеоролик о числах Фибоначчи и о спирали Архимеда в окружающем мире.  

    Числа Фибоначчи и спираль Архимеда


Иконка-41.png  А здесь видеоролики о магических квадратах.  

     Что такое магический (волшебный) квадрат 


Иконка-41.png Далее, представляем несколько видео-записей, которые можно найти на youtube.com:  

Лекции Алексея Савватеева. "Знаменитые нерешенные проблемы школьной математики


Современные проблемы образования 

Иконка-41.pngДогнать и перегнать. Бессмысленная гонка. Российские ученые проигрывают еще на старте.Профессор кафедр математических наук и подготовки учителей Техасского университета (Эль Пасо, США) Мурат Чошанов делится своим видением реформ российских реформ в образовании. 


Иконка-41.png  Современные проблемы образования обсуждаются в статье профессора Тюменского университета Кутрунова В.Н. «Логика эволюционных последствий информационного взрыва. Как учить в новых условиях?».

В этой работе предпринята попытка связать в логическую структуру новые характеристики мышления, такие как информационный серфинг, клиповое мышление, цифровая амнезия (потеря способности запоминать), функциональная неграмотность. 

Немного подробнее


Иконка-41.png Не утратившая своей актуальности статья о проблемах реформы образования.  Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Реформа российского образования – поиск решений // Федеральный справочник: Образование в России. Т. 10 – М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014. С.83-96. 



Иконка-41.png  Современные проблемы математического образования. 
"В образовании произошел распад обязательного знания" - интервью академика РАН Новикова С.П. корреспонденту журнала "Огонёк".



Библиографическое описание статьи Кутрунова В.Н. Кутрунов В.Н. Логика эволюционных последствий информационного взрыва. Как учить в новых условиях? // Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства. Сборник материалов  Межрегиональной научно-практической конференции педагогических работников. 6 декабря 2016г.-Тюмень: ТОГИРРО, 2016. С.4-7.

   Об авторе: В.Н. Кутрунов, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой алгебры и математической логики Тюменского государственного университета. г. Тюмень, e-mail: kvnkvnkvn@rambler.ru

   Оглавление:
   Введение.
   Информационный взрыв. 
   Информационный серфинг.
   Следствие информационного серфинга №1. Клиповое мышление.
   Следствие информационного серфинга №2. Цифровая амнезия.
   Следствие информационного серфинга №3. Функциональная безграмотность.
   Следствие информационного серфинга №4. Сегодня имеются группы, на которые информационный серфинг не повлиял.
   Что делать с двумя обнаруженными группами?

  Введение. У преподавательского сообщества нарастает ощущение того, что обучаемые очень быстро меняются и не в лучшую сторону. Например, обнаруживается, что применяемые ранее образовательные технологии в основной своей массе перестают срабатывать. Эти процессы интуитивно связываются с очень динамичным веком. Все кругом очень быстро меняется и особенно все, что касается информации. Информационные технологии пропитывают буквально все, хранение самой информации и средств доступам к ней, расчеты за покупки в магазине, банковские операции, связь, передачу информации между устройствами и людьми, образование, покупку проездных билетов, включая билеты в городском транспорте и.т.д. При этом ощущается, что эти процессы находятся в начале своего пути. Куда они ведут человечество? Из-за необходимости упреждения, необходимости готовить специалистов для ближайшего «завтра», надо понять, как «сегодня» действовать в образовании в быстро меняющихся условиях. Очевидно, что прежде чем ответить на эти вопросы, надо выявить в происходящем причинно-следственные связи, построить логическую структуру изменений и только на этих основаниях выстраивать некоторую последовательность действий. Именно эта попытка и была предпринята автором этой заметки, и результат исследований был аккумулирован в таблицу, которую и прокомментируем.

   

Сначала заметим, что логическая схема возникла не на пустом месте, а отражает обеспокоенность разных слоев общества, а также базируется на многолетнем опыте работы автора в вузах. Фрагменты обеспокоенности, отражающие и логику процессов, можно обнаружить по ключевым словам «информационный взрыв, информационный серфинг, клиповое мышление, цифровая амнезия, функциональная неграмотность». Вот, для примера, ссылки на две независимые работы двух академиков Д. И. Фельдштейна [1]  и А.А. Вербицкого [2], а также блогера Дарьи Сокологорской [3] и автора [4.5].

Выстроенная логика процессов в таблице отображена стрелками. Итак, комментируем

Литература:

     1.   Фильштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества.

https://letidor.ru/obrazovanie/a345-harakter-i-stepen-izmeneniy-sovremennogo-detstva-8580.shtml  (http://letidor.ru/article/70585/ 

    2.   Вербицкий. А. А. «Цифровое поколение»: Проблемы образования. Профессиональное образование. Столица. №7. 2016. С.10-13. http://m-profobr.com/files/---------_40l6l4ix.pdf

    3.   Сокологорская Д. Функциональная неграмотность.http://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost

    4.   Кутрунов В.Н. Цивилизация и протезы. К вопросу о современных технологиях образования. // Математика и информационные технологии в естественно-научном образовании. Сборник научных трудов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. С. 166-191

    5.   Кутрунов В.Н. Словесность и математика. Необходимо восстановление былого единства./ Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета. 2014. №9. Серия «Педагогика. Психология». С.124-135.

    6.   Ершов А.П. Программирование – вторая грамотность. http://ershov.iis.nsk.su/ru/second_literacy/pred

    7.   С.Е. Рукшин Ломоносовых больше не будет. https://www.gazeta.ru/social/2013/11/22/5764921.shtml